Академик Российской академии наук, геокриолог, мерзлотовед Владимир Мельников считает, что ледникам Ямало-Ненецкого автономного округа в ближайшем будущем ничего не угрожает. Такое мнение он высказал в разговоре с NEFT.
Ранее в издании Cryosphere опубликовали информацию о том, что сокращение ледников в России с 1990 года ускорилось на 65%. Британские климатологи следили за процессом последние 26 лет и пришли к выводу, что скорость сокращения ледового покрова Арктики, Гренландии и Антарктики идет по самому худшему сценарию. Они утверждают, что если темпы сохранятся, то подъем уровня моря может стать проблемой уже в этом столетии.
Ученый Томас Слейтер и его коллеги проанализировали данные наблюдений и результаты климатических моделей между 1994 и 2017 годами. Они выяснили, как за эти 23 года менялась общая масса льда на Земле. Исследования показали, что скорость таяния резко увеличилась: с 0,8 трлн тонн в год до 1,3 трлн тонн.
Владимир Мельников считает, что такие результаты — не повод бить тревогу. Он объяснил, что понятие глобального потепления появилось еще в 20 веке и явление не ново. Мельников добавил, что холодные и теплые циклы сменяют друг друга на протяжении этого времени. «Сейчас мы дожили до конца теплого цикла. Все говорили о глобальном потеплении, но эта зима показала резкие похолодания даже в южных странах. Все это говорит о том, что цикл меняется. По времени он должен был начаться — и начался», — сказал собеседник NEFT.
Ученый объяснил, что ледникам Ямала эти процессы не угрожают: «Никакой паники не должно быть. Во-первых, потому что это процессы очень медленные и по одному-двум циклам ничего сказать нельзя — изменения наблюдается по сотням-тысячам лет. Эта зима показательна, если уже в Тюмени было –40. Все уже забыли, когда там были такие температуры. Сейчас количество льда вырастет, будет затруднение судоходства. Мы переживем этот холодный цикл спокойно. Ямальской мерзлоте тоже пока ничего не угрожает».
В октябре 2020 года эксперты Томского государственного университета (ТГУ) выяснили, что процесс таяния вечной мерзлоты в Арктике и Субарктике идет на треть быстрее обычного ритма. Такие выводы они сделали после изучения почв на Ямале.